Судовой журнал

Водный поход III к.с.
Южная Шуя – 2006 (28.07.06 – 09.08.06)

Экипаж флотилии:
o Каган Марина - мед.
o Котенок Дмитрий (он же Киса, он же Кот) - завхоз
o Новожилов Денис (Розен) – кап. (т.е. кэп)
o Сафронов Артём - адмирал
o Кулябина Светлана – штурман, фотограф
o Хомякова Катерина – отв. за документацию

День первый.

Отправление поезда в 20:45 с Ленинградского вокзала. Время московское. Цена за билет в чудесный край –501 руб. 3 коп.
Удивительно, но в этот раз никто не опоздал: все были вовремя, погрузились не спеша. Осталось время, чтобы погулять по перрону: попрощаться с провожающими, заглянуть в их грустные, опустевшие глаза своими - бесстыже-озорными и счастливыми. Мы уезжали в другой мир, молодой и свежий, оставив за спиной душную, пыльную, серую Москву. Когда поезд тронулся, все ещё какое-то время сидели на своих полках битком набитого плацкарта и не могли поверить, что все проблемы остались в далёком шумном городе.
Как бы то ни было, вагон оказался слишком тесным, чтобы там вздохнуть полной грудью. Ощущение счастья и свободы пришло лишь несколько дней спустя. А пока мы пытались, как могли, скинуть с плеч лишний груз всяческих мелких забот и заморочек: в длительном походе балласт ни к чему.
Соседи по вагону приняли нас радушно: накормили–напоили, попели с нами, побеседовали. Самой бойкой оказалась соседка Розена Вера Михайловна, которой в скором будущем должно было исполниться 60. О её подноготной лучше расспросить самого Дена, ведь как организатор нашей авантюры он, в основном, и вёл все переговоры. Запала Верунчика хватило только до полуночи.

Мы с гитарой были вытурены дальше в соседнее купе, а затем и в тамбур. В тамбуре оказалось многолюдно: там уже удобно расположилась походная молодёжь из соседнего вагона и орала песни во всё горло. Хватило места и нам.
Спустя час - мы тогда только распелись – на огонёк заглянул проводник. Видимо, услыхал наше зажигательное пение со своего конца вагона. Разгонять не стал: некуда.
Гуляли на удивление мало. В 2 ночи даже самые стойкие уже спали мирным сном. Мне было сказано, выходим мы оч рано, во сколько я не знала. Перестраховавшись, мой организм проснулся в 5:23, как раз на восходе - солнце в глаз - и засыпать снова наотрез отказался. Издевательство здорового тела над своим нездоровым духом!

День второй.

Утро после попойки ( в основном от слова «пой», а вовсе не «пей») вагон-на-вагон было на удивление лёгким и время от времени даже солнечным. Холодный северный рассвет прятался в пучках густого тумана. Ветра не было, не было и надежды, что погода наладится и нам не придётся покорно вмерзать во льды среди комаров и медведей. ТАМ в эти дни было аж 10ºС (выше ноля) и дожди с туманами. Ничего не попишешь – каждая погода благодать…
Поезд немного запаздывал, но это было кстати: в Петрозаводске мы должны были пересесть на кукушку – маленькую «однополосную» электричку, пропахшую ягодами, рыбой, грибами и чаем с лимоном.
Наш поезд прибыл в 11 утра. В здании вокзала – расписание: кукушка не в 5 вечера, как ожидалось, а в 7 утра. В автобус мы вряд ли бы втиснулись со всеми нашими тюками-рюкзаками, так что ребята сразу побежали искать авто до места назначения.
//* Марина: В замену электрички мы отловили чудесного мужика на зелёном мини-вене: он быстро согласился на авантюрное путешествие (как оказалось позже, авантюрное именно для нас, а не для него… - прим. авт.), когда узнал, что мы очень хотим потратить деньги, и именно на него. *//
Пока одни искали на чём бы добраться до речки, а другие сторожили наши авоськи, мы со Светиком опрометью бросились на центральную улицу Петрозаводска – по магазинам. Кроме SELA и Yves Rocher там обнаружился отличный спортивный магазинчик, где Света купила капри её мечты. Там же висит множество купальников по сходной цене и ещё много чего абсолютно необходимого в походе. Был также замечен салон сотовой связи Евросеть, ничем не уступающий столичным, мне даже больше понравилось: просторно, светло и гостеприимно, плюс отлично оформленные витрины.
На самом деле это мы так искали аптеку. А в аптеке – напалечники. Помимо 10 резинок мы купили ещё две соски. Нам поведали тогда о том, что соски эти просто замечательные, предназначены для густого детского питания, их и для каши можно использовать, и для киселя, и для всего на свете.
На кой они нам сдались? Отвечу: чинить кальян, подарок на Кисино 25-летие.
Довольные, жизнерадостные, - шоппинг-терапия всё-таки творит чудеса! - мы неслись вприпрыжку обратно к вокзалу, где ребята уже загружали вещи в грязно-бирюзовый фургон. Загрузив заднюю часть салона, предварительно заваленную барахлом самого хозяина авто, мы впятером с комфортом устроились на трёхместном сиденье, кэп – на переднем. Но счастье наше было недолгим: как оказалось, у нашего темпераментного водителя водилась не менее темпераментная жена. И эта жена буквально остановила нашего коня на скаку, заявив, что желает проехаться с нами. Её будто вовсе не волновало, что мы и так набились в салон, как селёдки в бочку: со вкусом намалёванная стройная дамочка в розовом костюмчике -явно первая модница на деревне - уже втискивалась в машину.
Скучать в пути нам не пришлось. Эту парочку можно было с успехом без подготовки показывать в Камеди-клаб или Аншлаге.
Мы уже выехали из города и на приличное расстояние углубились в карельские леса, когда мадам вдруг потребовала остановить машину. Муж игнорирует её просьбу и жмёт на газ. На его голову начинают сыпаться всяческие угрозы, типа «машина-то моя, отберу и больше не дам!». Приходится остановиться. А вокруг-то лес дремучий, только какие-то одинокие автобусные остановки на обочине… «Ладно, - думаем, - ну, плохо ей стало, или дела какие в лесу…» Ан нет: дамочка изъявила желание взять управление в свои наманикюренные ручки и показать столичным туристишкам почём фунт лиха. Уездный неуправляемый дрифтинг: сотня по встречке, и только по встречке (не дай Бог на свою полосу колесом заедет!), на разваливающемся фургончике.
В 6 вечера нас высадили на мосту через Южную Шую. Собрали байды: Розен шёл с Маришей на Вьюне, мы с Кисой катались на Щуке, а Тёма со Светиком - на апельсиновой Таймени. Яркая, весёлая шкура их байды всю дорогу не давала испортиться нашему оранжевому настроению. Под мостом оставили Кисин нож. Хороший был ножик!
Речка тихая, широкая. Вода красновато-коричневая, наверно из-за торфа, железа и всякой другой гадости.
В первый день прошли ок. 5 км и пару небольших порожков. Погода пасмурная, но дождя нет. Комаров, как ни странно, тоже (тьфу-тьфу-тьфу:)).

День третий.

Порог Сизовский. Перепад ок. 1 метра плюс небольшая косая бочка и обливной камень.
Долго осматривали, решали, как пойти. Поскольку по всеобщему убеждению «щука не киляется», мы с Кисой пошли первыми и… кильнулись, конечно! С воды мало что было видно: только брызги и Розена с Тёмой, которые делали усиленные жесты руками... Щука мягко и аккуратно легла на бочок, мне даже понравилось. Камней, благо, было немного, никто не поранился. Потери составили: пара промокших рюкзаков, размокшие конфетыL, раскисшие носовые платочки и потёкший судовой журнал. Вёсла на месте, ничё не уплыло.
Байдарки все прошли на ура. Молодцы, ребята!
За нами следом «плыла» такая же щука, как у нас с Кисой, и нам представилась счастливая возможность посмотреть со стороны, где же мы напортачили. Лучшие моменты матча: на повторе было видно, как же в самом деле киляется щука.

К вечеру дошли до Собачьего порога – забавного перекатика, где мы и пробултыхались до темна.

День четвёртый.

Днёвка. Сушимся. Выглянуло солнышко, комаров - нет!!!
Ребята ходят по Собачьему уже не сверху вниз, а забираются против течения. Прут на нерест)).
Пришла вторая щука (та, что кильнулась вслед за нами на Сизовском). Ребята устроили им показательное выступление: килялись, захлёбывались, теряли вёсла и катались на перевёрнутых байдах. Их старания не прошли даром: как ни пытались мы втолковать тем товарищам, что порог-то пустяшный, - они, наученные горьким опытом, решили его обнести.

Вечером затопили баню. Отличная вещь, особенно в походе, в лесу, в глуши! После такого даже ледяная вода покажется парным молоком.

День пятый.

Вышли поздно, но к вечеру дошли до ГЭС. Прошли за день 10 км, рекорд! Шли на парусе, скрепив байды со щукой. Благодаря этому инженерскому решению скорость группы заметно возрослаJ. Денёк был сказочный, весь день шли по красивым, широким плёсам. У кромки воды то здесь, то там виднелись норки бобров. Подпиленные острыми зубами этих грызунов деревья полоскали свои макушке в реке и, отражаясь в воде, образовывали что-то вроде поворотных стрелок: тут – налево, там – направо. По дороге Денис поймал две приличные щуки и привязал их к корме своего Вьюна на манер мотора. Они, конечно, больше тормозили, широко раскрывая свои пасти.
Воды в этом году было на целый метр меньше, чем обычно, да ещё каждую ночь на 10 см уходит. Так что никакого слива с плотины не было, но подплывать к ней всё равно страшновато: большая бетонная конструкция, с ржавыми механизмами, людей не видно. Сверху по стене – тропинка, а там, где обрываются перила стоит одинокий детский велик…

Часов в девять мы были на большом двухъярусном пороге с шиверой внизу и вверху. От шиверы до порога метров 50. Шиверу прошли удачно, пошли смотреть порог. Народ высыпал с соседней стоянки поглазеть, что это мы опять затеяли. Там оказались наши старые знакомые на щуке. Они-то и делали нам усиленные знаки руками, что, мол, если пойдём в порог, нам хана. Но нет, мы лёгких путей не ищем: весело помахали им в ответ, осмотрели, обсудили, надели шлемы, затянули потуже спасы… (к тому времени с пляжа начали уводить детей и достали видеокамеры со штативом) и пошли обносить байды берегом.
Позже мы ещё успели насладиться порогом: подошли к сливу снизу, близко-близко, так что в него стало засасывать мощным потоком. С воды водопад предстал нам в своей полной красе: шикарный, в два яруса, он скатывался вниз тёмно-синим бархатом, скрываясь под светлыми пушистыми барашками. Страх и трепет!
Ещё через 50 м показалась нижняя шивера: валуны посередине потока и барашки – что может быть проще! Какой-то дядя с берега заверил нас, что «там ничего такого нет», и что мы «максимум словим пару-тройку камушков, и всё». Одним словом, «осматривать незачем». Как ни стыдно об этом рассказывать, но в порог мы пошли не глядя. Щука тут же села на обливной верхом. Тёма со Светиком сели задом на соседний камень, когда пытались нас обойти. Их чуть не перевернуло течением. Следом шёл Розен с Маришей, отлично проходили, но в последний момент их тоже занесло и накрыло струёй. Ребят чуть кильнуло, но шуму было порядочноJ. Всех спас Кот: одной рукой держал нашу Щуку, чтоб не уплыла, другой цеплял Сафроновскую Таймень, третьей (откуда что берётся?..) помогал вытаскивать Вьюн.

Выражаем соболезнования Марине Каган. Её фотоаппарат трагически замочили в этой несчастной шиверке. Хорошая была вещь.

Сразу за порогом посреди озера возвышался островок, на который мы и взгромоздились: солнце село, все вымокли и грести уже не было сил.
У Марины после неудачного прохождения порога испортилось настроение (представьте себе, и такое бывает!). Похоже, ей здорово досталось от Розена за недосмотр. Держит дивчину в ежовых рукавицах, ничего не скажешь.
Дело пошло на лад ближе к ночи: развели костёр побольше, свалили сосенку повыше, спели, поели, и всё встало на свои места.
Наступила полночь, а вместе с ней и Кисин День Варенья. УРА, УРА, УРА! Подарок пришёлся по вкусу имениннику: шикарный кальян, наполненный отличным коньяком, мало кого оставит равнодушным, особенно после недели скитаний по дебрям Карелии со спиртом во фляжке.
Вечером ребята закоптили щук. Смели всё в момент. Я тоже попробовала кусочек, но аллергия быстро дала о себе знать. Простите меня, я больше не буду!
В эту ночь самые стойкие не спали аж до 6-и утра и ужасно этим гордились.

День шестой.

В честь Кисиного д/р порешили устроить днёвку. Черники в этом месте мало, пришлось ходить за ней к чёрту на куличики, зато рыбы много. И рябина почти поспела: Маришка за ней на деревья лазила, есть даже документальное подтверждение:).

День седьмой.

Разленились: еле-еле выехали в два. Солнце было уже высоко и припекало отменно, когда мы дошли до первого порога (через 2км). Учитывая печальный опыт предыдущей шиверы, решили всё-таки выйти посмотреть. Кэп успокоил, вроде пройдём без потерь. Все мягко миновали препятствия и пошли дальше.

Вскоре уткнулись в следующий порог. Здесь и встали, в общей сложности преодолев за день 2500 метров… :)))
Порог был что надо: трёхъярусный и не очень опасный, он требует предельного внимания, т.к. приходится лавировать от берега к берегу, отгребая от камней на поворотах. Вокруг камушки – можно полежать погреться на солнышке и в то же время заценить новый способ проходить пороги - «каком кверху».

ВСЕ! ВСЕ! ВСЕ!
СПЕШИТЕ ВИДЕТЬ!
Наш цирк-Шапито теперь и на Вашей улице!
Ликуйте и радуйтесь!
Мастера-акробаты, жонглёры вёслами и первоклассные клоуны представят Вашему вниманию новую программу:
ФИГУРНОЕ ПРОХОЖДЕНИЕ РЕЧНЫХ ПОРОГОВ!!!

На каждом ярусе наши умельцы (в лице Тёмы и Кота) проделывали по обороту в 360º, чтобы затем пройти чётко по языку. Браво, брависсимо!
После того, как мы с Розеным, проходя порог на его Вьюне, кильнулись-таки, я окончательно утвердилась в мысли, что если вы прошли порог 1-3 к.с. и не перевернулись – это не порог. Так, шиверка. Такие сразу же забываются, вливаются в длинную нитку пройденных озёр и плёсов. Порог должен быть либо очень сложным, либо очень весёлым. Этот был и довольно навороченным, для новичков вроде нас с Мариной, и достаточно интересным для ребят. А веселья у нас всегда хватает!

Палатки стояли на острове над порогом. Хорошо оборудованная площадка, со столом, скамейками и даже туалетными кабинками. Из любви к чистоте мы всё-таки ходили подальше в лес, а чтоб туда попасть, прокрадывались мимо соседнего лагеря, добирались до каменистой излучины, а там – по бревну на Большую Землю и за холм. Экстрим, да и только!
Но место было действительно сказочно красивое: с двух сторон озёра, над головой возвышается густой красивый лес. Ели кажутся огромными, потому что стоят на высоком крутом холме. В лесной подстилке – море черники. Вернее, было море, пока не пришла специальная тётя с лопатой и не сгребла всё под чистую в радиусе 200м.

Берег у нас был западный, и после всех подвигов мы славно погрелись на предзакатном ласковом солнышке в компании с кальяном. Даже в волейбол и футбол успели кое-как поиграть. Время от времени к нам присоединялась представительница соседнего лагеря. Она же принесла нам к ужину пару луковиц (никогда бы не подумала, что это может стать предметом такого восторга с моей стороны. Да и со стороны ребят тоже. Вот так живёшь-живёшь и не знаешь, как многого стоит обыкновенная луковица…) и 3 картофелины.
Эти товарищи вообще тащили с собой много чего такого, о чём мы и не мечтали: их рафтмастеры были до отвала забиты картошкой, морковкой, свежей зеленью и прочими деликатесами. //* Их кампания была целиком и полностью подготовлена и спланирована какой-то местной турфирмой. Она снабдила их всем снаряжением, проводником и продуктами. Девчонкам оставалось только подгребать время о времени.:) *//

Вечером Тёмка пошёл порыбачить, и, когда солнце уже стало смеркаться, наткнулся на бобра. Бобёр самозабвенно бултыхался в заводи и по пути проверял свои «сети», а заодно и рыбацкие донки.
Захватив нас со Светиком, Тёма отправился в погоню за зверьком. Тот был не против: подплывал совсем близко и с серьёзным видом позировал для фотокамеры. Потом раздавался оглушительный БУЛТЫХ! – это Боба так нырял, шлёпая своим гигантским хвостом по воде, - и тишина… Следующие минут 5 нам оставалось только гадать, в какую сторону он направился. Бобёр, какое-то время сохраняя интригу, отказывался вылезать на берег, но в конце концов внял мольбам своих обезумевших от восторга поклонников и выполз на сушу. Он оказался толстым, с большой круглой попой, щекастой мордочкой и длинным, как он сам, хвостом-лопатой. Само очарование! Даже Тёмыч проникся чуть не до слёз. Боба проводил нас до берега и скрылся.
Мы влетели в лагерь, светясь от счастья, и на перебой стали рассказывать ребятам, какой же на самом деле бобёр позитивный чувак и как мы к нему прониклись. Странные отрешённые, может вежливые, улыбки блуждали по их лицам. Ребята пили спирт с луком. По настоящему понять нас они смогли только на следующее утро, когда и сами с ним повстречались, но об этом потом.

На ужин был рис!!! Ели кто с тушёнкой, кто - со сгущёнкой и сухофруктами. Божественно!..:) Как в лучших домах ЛондОна и ПОрижа.
Дрова для костра в тот вечер рубили мы со Светой. Картинка, надо полагать, была та ещё: ребята вповалку валяются где-то с кальяном и гитарой, а две девицы в купальничках пилят и рубят дрова так, что щепки летят. Костёр вышел на славу, все соседи дивились.

День восьмой.

Утро настало довольно рано: было только одиннадцать, а все уж на ногах. И не зря: мимо стоянки по порогу катался наш добрый приятель Бобёр. Проходил он его мастерски: сольётся по струе – вылезет, осмотрит что да как, и где какие подводные камни, - и спускается дальше.
Вслед за бобром в омут головой бросились две наши соседки, как мы поняли, без особого опыта общения с веслами. Когда они под щедрое «УРРА!» наших мужчин преодолели порог, возник вопрос: а чем мы хуже? И началась девичья серия заплывов.
Все успели и спереди позагребать, и порулить. Светка особенно лихо управлялась с байдами, ей Розен даже своего Вьюна в итоге доверил. Доверие Светик с лихвой оправдала. Герой дня, правда-правда!
Мы с Маришей тоже попробовали свои силы в парном заплыве и в итоге порешили, что мы «молодцы и вообще офигительные», ведь «сами напортачили, сами же кашу и разгребали - вёслами»…
Щука в тот день вообще не просыхала. Чего стоил только тот заход, когда я сидела на руле, и в итоге полпорога, самую навороченную его часть, мы прошли задом наперёд. Шоу маст гоу он, как говорится. За целый день мы ещё раз убедились, что щука, конечно, матрац, но уж очень классный. На ней можно как угодно карачки драть, и всё-то тебе мягко да удобно. Благо, шкура толстая, а баллоны простят.

Вечером затопили баню. Веников набрали мало: берёзы много, но всё высоко. Топили долго и раскочегарили так, что тепло потом до утра держалось. Опять же пригодилась щука: с него ещё и нырять после бани можно! Людям, остановившимся на соседнем острове, надо полагать, открывался забавный и захватывающий вид на нашу баню и пляж. На следующее утро выяснилось, что щуку, каким бы классным матрацем она ни была, лучше в жгутик на воде не скручивать. Киса потом долго ещё совершал прогулки по воде в поисках деталей от каркаса, который у щуки всё-таки существует.

Если холодно, а рядом затопленной бани нет, есть как минимум три способа согреться:
Самый общественно-полезный – поколоть дрова;
Самый романтичный – попросить поделиться теплом кого-нибудь ещё;
Самый аппетитный – не хлебать спирт, а попросить Кису сделать вкусняшку.
Так и надо сказать – «вкусняшку», и Киса сразу вас поймёт и вскоре протянет кружку с бейлисом. Походный вариант этого зелья подозрительно попахивает спиртом, зато а) – согревает на ура (это плюс), но б) – расходится очень быстро (это минус). Принимая во внимание второй пункт, любимого лакомства нас часто лишают, ведь спирт, мол, надо беречь.
За время похода, основываясь на наших общих смутных воспоминаниях о культуре и обычаях других народов и народностей, Киса замешивал экзотические коктейли из «всего-того-что-из-лесу-принесли». В результате у нас всегда был довольно неплохой походный вариант джина из ягод можжевельника, спиртовая настойка (хотя, было бы правильнее сказать «намеска») из плодов рябины, брусники и малины. В общем, старались разнообразить серые будни и медицинский спирт, как могли.

Сегодня наши соседи с маленькими детьми и бородатыми дядьками – явно опытные туристы – ушли аж в 8 a.m.. Когда мы повылазили из палаток, от них уже не осталось и следа, только одинокий носок, затёртый в пляжных песках.
Да уж, мы иное племя: спать разошлись к пяти, а снимемся во сколько – лучше и не думать пока. Боюсь, поговорка «Русский медленно запрягает, да быстро едет» тоже нам не подойдёт в качестве оправдания: поскольку мы «опустили» 34 км от истока и плывём с середины (ладно, 1/3) маршрута, у нас образовалось дикое количество днёвок (каждые 1-2 дня) и немеренный нормативный километраж за день – целых 10 километров!!! А то и два, как в этот раз получилось. В общем, от порога до порога – вот и вся наша дорога. А потом сушим вафли и жуём макароны.

7:30 утра. На улице ужасно холодно. Солнце только встало и уже начинает пригревать, но от мурашек на спине избавиться не удаётся. Стою на берегу, мёрзну, но не могу оторвать глаз от безумно красивого утреннего тумана. Он стелится по воде, перетекает из слоя в слой, играет с сонными солнечными зайчиками и, погревшись в их золотистой шубке, лёгкими серебристыми струйками поднимается вверх, исчезая в ласковых лучах утреннего солнышка.
Наверное, мне это просто сниться… Пора спать.

День девятый.

На завтрак – каша с черникой. Лучше и быть не может!
Тёма починил сапёрную лопатку, которая, очевидно, жила на острове уже не первый сезон. Очень хорошенькая, с красивой деревянной рукояткой. Оставили на стоянке для будущих поколений.
Пока прособирались, ходили туда-сюда, было уже 4 часа, когда мы наконец выплыли. Впереди нас ждало 10 км чистой гребли и всего один порог – через 800м. Он зашумел уже за поворотом.
Проход при нашей воде был по центральной струе, метров через 40 лежат 2 обливных камня, затем шивера.
Вьюн пошёл первым, и, не смотря на то, что Киса специально остался стоять на камушке посреди реки и показывал, куда грести, наш пионер словил довольно острую подводную гряду камней. Залило. Провели срочную эвакуацию командного состава КНПС.
Маринка, с тюками в руках, каской на лбу и банданой, окончательно съехавшей на глаза, с трудом добралась до берега. Зрелище было то ещё: плывёт Марина, вокруг пакеты, на голове что-то накручено, что ничего-то ей не видно. Я, стоя на камушке с фотоаппаратом (неужели таким кадрам пропадать?!) выступала в роли навигатора: левее, правее, ещё, осторожно, прямо по курсу камень!.. Так, теперь дрыгни левой ногой и загреби правой рукой!
Дело осложнялось тем, что Маришка ржала без передыху, так и захлебнуться не долго:). Я ужасно переживала, пока она там плескалась в прибрежных водах.

Оставшаяся часть порога проходится по прямой, по основной струе, воду даже трогать не надо. Только бурлит всё вокруг и покачивает на барашках – как в джакузи. Боже, как же приятно прокатиться по большой воде после мелкой, подлой шиверы!
После порога река поворачивала вправо, и на левом берегу раскинулся огромный лагерь. На деревьях – грозди резных табличек: мол, я тут был, спирт пил, суп варил. Всё это дело украшено бубенчиками из пластмассовых крышечек и прочей подручной ерунды. Лепота!

Хорошее место для купания. Сделаешь шаг в воду – по щиколотку. Два – по шейку. При желании можно даже нырнуть попробовать, место очень глубокое.
На берегу мы немного обсушились, перекусили и поплыли дальше. До вечера нужно было ещё проплыть около 8 км. плёсов и озёр, и Розен рванул вперёд на своей ласточке. Раз гребанёт веслом - и его Вьюн улетает за тридевять земель. Мы тоже гребли. Очень старались, честно. Однако отстали в итоге аж на полчаса. Зато какие только песни мы не перепели в этот заплыв! Хитом, конечно, стала баллада о карельском лесе, содержание которой сводилось к утверждению «а за деревом дерево, а за деревом – пень». Констатация этого жизнеутверждающего факта здорово подняла командный дух, и вскоре наша ударная четвёрка нагнала Вьюн. Он тихо дрейфовал в одном из плёсов. На борту КНС уже сладко подрёмывали. В тот вечер нам здорово влетело за нашу нерасторопность. А мы ведь гребли не покладая вёсел, изо всех сил!
Если повнимательнее глядеть по сторонам, на левом берегу при выходе в один из плёсов можно заметить небольшую избушку. Хоть хозяина на месте мы и не застали, видно было, что она жилая: на стенах снаружи висит всяческая утварь и инструмент, а внутри – две незастеленные кровати. На прикроватном коврике ютятся тапочки. Над дверью – табличка: построено тогда-то тогда-то тем-то и тем-то, просьба не ломать. Избушка чуть ли не под охраной государства. Вскоре совсем близко в лесу кто-то начал рубить дрова, и мы поспешно ретировались, дабы не смущать своим присутствием аборигенов.

Внимание! На протяжении всего пути от порога до автомобильного моста видели только пару небольших стоянок на 1, max 2 палатки. В основном все тропинки, видные с воды – широкие, утоптанные стёжки, сулившие поляны и гостеприимные столики-скамейки - обрывались буквально через два шага так же уверенно, как и начинались.
Более не менее чистую (от деревьев и кустов), широкую площадку нашли в 400метрах от моста, рядом – малинник, в лесу – грибы, комаров мало, несмотря на огромное болото за рощицей. Стоянка находится возле мелкого притока слева, при нас она вообще бала сухая, так что было удобно затаскивать ПС, а некоторым даже подклеивать их.
Течение здесь не такое быстрое, и вода успевает прогреться на солнышке. Можно отлично поплавать. К сожалению, уже ощущается близость деревни: часто встречаются рыбаки, ходят туда-сюда моторки, кое-где валяется мусор.
В целом ночёвка получилась очень душевная, долго сидели пели песни и разошлись только под утро.

День десятый.

Собраться получилось на редкость оперативно. За автомобильным мостом почти сразу началась деревня. Маленькие серенькие домики, деревянная часовенка, яблоньки, детки, собаки, куры, петухи и… много-много новеньких и не очень Pegeot, Citroen, BMW, Folkswagen. Наверное, состоявшиеся и состоятельные внуки всё-таки не забывают о своих бабушках-дедушках.
Пока мы плыли вдоль деревни, а она оказалось отнюдь не маленькой, каждый жил своей мечтой – что же он купит в магазине? В результате, когда мы до него всё же добрались, мы осчастливили его хозяина тысячи на три рублёв. Скупалось всё: пиво, шоколад, лук репчатый, клюковка и бальзамы, чипсы, картошка, ещё шоколад, опять чипсы, соль, бананы… Продавщица уже ничему не удивлялась, видимо, мы не одни у неё такие были этим летом. Хлеба, кстати, там не было: его завозят только по утрам во все дни недели кроме воскресенья. Может, кому-то повезёт с хлебом больше, чем нам, но во всех отчётах, которые мы читали по этой речке, ребята писали, что хлеба добыть не смогли. При этом режим работы магазина и привоза хлеба каждый раз варьируется.
В деревне за нами увязалась чудная псинка, а с ней ещё телёнок и корова, пытавшаяся сжевать нашу байду.

От магазина полчаса гребли до озера. Слева от устья реки отличная стоянка в берёзовой роще. Но мы решили проплыть побольше, чтобы в день отъезда не спешить. Грести по озеру нам пришлось прилично. Оно оказалось огромным и на удивление мелким: в среднем вода с трудом доходила до коленки. Нам повезло, что дул не очень сильный ветер, но байдарки всё равно пришлось скрепить вместе, чтоб их не захлестнуло волной или не раскидало по озеру.
Как я уже говорила, озеро было огромное, нам приходилось лавировать в камышах, а стоянок всё не было. Тем временем потреблённое пиво давало о себе знать. Ждать уже невтерпёж и к берегу тоже лишний раз не пристанешь: волны-то там больше, потом и не выгребешь. Что делать? Ребятам, понятно, всё нипочём. Но, оказалось, что и наш брат кое-что понимает в прогулках по воде. Отдельный респект Марине Каган.

Пока искали стоянку, Маришка нашла чудесное местечко: рощица, столики, скамеечки даже есть, всё прибрано, оказалось – кладбище. Собственно, мы потом и встали недалеко от этого места и всю ночь дрожали от каждого шороха. Жуть, в лес лишний раз не пойдёшь!
Стоянку пришлось обустраивать заново, там явно давненько никто не бывал. Наши сколотили стол и скамейки, раза четыре перетаскивали костёр с места на место (кто-то из них явно перечитал фен-шуй). Потом Тёме с Кисой приспичило натянуть тент, но деревьев в лесу явно не хватало, и они вкапали ещё парочку. Таким образом, навес оказался опутан надёжной паутиной из растяжек – проверка на трезвость при выходе из-за стола, попробуй проберись!
Под задорные звуки музыки и крики «а-юпи-я-я-юпи-юпи-я» народ веселился и гулял до самого утра. Праздник завершился философской беседой о праве человека на счастье подремать у костра. Проблема разрешилась сама собой, когда сонное, но благодарное тело поднялось с пенки и, пожелав всем спокойной ночи, удалилось в палатку.

День десятый, он же одиннадцатый.

Проснулась - было около часа. Кто уже не в палатке, спит на пляже. Народ загорает. Не завтракали до пяти: катались на щуке, бродили по озеру.

Завтра вставать в 6 утра. Решили лечь днём поспать, чтоб ночью не ложиться: если Тёма уснёт, его сутра не добудиться. И что же? Днём, пока все спали, Тёма бродил по лесу, рыбачил, а ночью, ясное дело, завалился спать. Мы же впятером остались охранять его богатырский сон. Ничего не попишешь, пришлось бодриться.
Этой ночью дров не жалели: днём на солнце обгорели, поэтом знобило изрядно. Попавшая в угли бутылка при такой температуре не лопнула, у причудливо изогнулась, как из-под Бордо, даже лучше. Жаль, раскололась быстро. Нужно было оставить её остывать в углях.
Вспомнили кучу отличных песен, которые обычно в городе на ум не приходят. Вообще, через какое-то время такого тесного общения начинаешь не только напевать себе под нос то же, что, как выясняется, и остальные пятеро, но и говорить хором одно и то же. Оч. забавно. Одно настроение на всех – это потрясающе! Даже Тёмик, периодически впадавший в лёгкое уныние, долго не мог держать своих баррикад и включался во всеобщее веселье. Вот так мы вместе веселимся и дурачимся, вместе мечтаем, вместе скучаем по дому (случалось и такое!)…Это как групповая медитация, а вместо мантр – длинные разговоры и песни у костра.
Рассвет расцвёл на востоке, и на воде заполоскалась солнечно-алая дорожка утренних зайчиков. И такую красоту мы пропускаем каждое утро! Вот уже как 20, а то и все 25 лет вероломно игнорируем сие творение природы…

До деревни по прямой было около 5 км., прошли мы их легко и быстро. Утро было ясное, ветра почти не было, и волны приятно покачивали – особо не мочили и не сносили вбок.
Пока добрались до деревни, было уже 11, мы как раз успевали просушить байды.
Но, к сожалению, вчерашний день морского котика и последовавшая бессонная ночь дали о себе знать: нашего кэпа прихватила лихорадка. Пришлось бежать в деревню за кипятком (Спасибо, низкий поклон Вам, люди добрые!), чтоб развести Терафлю: от укола анальгина пациент решительно отбрыкивался. Вьюн разбирали всем миром.

Машина пришла на 2,5 часа позже (нам было сказано, что мы «неточно выразились, указывая место встречи, не положили условную веточку на дороге и вообще…») Скинуть 500 рублей не удалось, мужик крепко стоял на своём. Отдали две.
В городе мы опять закупились пирожками и салатами и сразу пошли за билетами. Но с этим нам не повезло: на ближайшие 2 дня плацкарт был весь раскуплен, купе тоже забиты, оставались только СВ. Здраво рассудив, что за эти 2 дня мы проедим все деньги, сэкономленные на билетах, и приняв во внимание пожелания вернуться поскорей к жене и дочке, мы решились на СВ за 1800 каждый. О чём, кстати, потом совсем не жалели: чего стоили только комплекты, счастливыми обладателями которых стали пассажиры поезда: влажные салфетки, мыло, походная зубная щётка и малюсенькая паста, даже расчёска там имелась! С голоду помереть нам тоже не дали, выдали по джему, соку, воде Росинка, колбаске, шоколадке и 2 булочки. Оч. мило, по-моему, с их стороны.

Присутствие зеркала в купе только подняло нам, девчонкам, настроение, и Маришка, к примеру, не уставала повторять, какая же она «офигительная». Хотя, она всегда так говорит, и это радует её саму и окружающих.

Когда мы, наконец, устроились в купе поудобнее, разобрали свои СВ-шные наборчики, поели-попили и стали вспоминать всё то хорошее, что с нами приключилось, кто-то удивился, что мы за всё время похода даже ни разу не поссорились. А что, должны были? Нет уж, извольте!